Наблюдения психолога:
Дети 90-х весной 2022 года
«Это навсегда», «У меня забрали мою жизнь», «Я этого не выбирала», «У меня уже никогда не будет той жизни, о которой я так мечтала и так долго к ней шла» - с этими и похожими переживаниями приходят ко мне на консультации в течение всего марта и уже апреля. В этих переживаниях много злости, гнева, обиды, страха и боли…
Многих моих клиентов с такими состояниями объединяет то, что происходящее весной 2022 года «относит» их в прошлое, где они уже проживали что-то похожее в далёкие 90-е, только тогда они были детьми или подростками.
Сейчас, когда приходится отказываться от чего-то любимого и привычного: от кофе из любимой кафешки по дороге на работу, приятного общения в привычной и удобной соц.сети, а может быть даже терять привычную работу в этой соц.сети (и не только в ней), быстро перестраиваться, менять планы или вообще не понимать, что делать дальше. Продумывать, что из уходящих импортных товаров может понадобиться в течении ближайшего года и заказывать, например, линзы на год вперёд. Или, не дай Бог, мелькнёт мысль: «а может всё-таки купить пару кг гречки» и наблюдая быстро как растут цены, внутри что-то поднимается и уносит в бурю недопрожитого когда-то раньше, отложенного в самые потаённые уголки души и давно забытое.
При этом хочется сжаться, закрыть глаза, исчезнуть. В голове вертится мысль: «Нет, не может быть. Опять», «Где-то это уже было, неужели опять». И как-то незаметно ты уже не 30-40-летний взрослый человек, многого добившийся, многое умеющий и многое решающий, а 5-12 летняя девочка или мальчик. Именно в мире детей часто используются категории «навсегда», «никогда» , а сильные чувства труднопереносимы и захлёстывают целиком. И взрослым вроде бы людям сложно управлять и справляться с поднимающейся бурей непонятных чувств.
Советы отвлечься, не читать новости, заняться спортом, погулять, подышать помогают, но ненадолго. Потому что внутри уже сидит, поджав коленки, испуганный ребёнок или подросток, непонимающий, когда это всё закончится. Он страстно нуждается в чьей-то помощи, опоре, поддержке. Но как ему помочь, ведь он внутри, его особо никто и не замечает (как и в те, далёкие 90-е).
Это и есть наша с клиентом задача – заметить того, кто внутри так боится, так одинок, чьи потребности были незамечены и кому казалось, что это навсегда и сейчас опять так кажется. Наша задача - разузнать, что именно ему тогда не хватило, что так пугало и какие чувства захлёстывали. И здесь уже каждый случай уникален, каждого ранило что-то своё.
Хоть симптомы и схожи у многих, кто сейчас обращается за профессиональной психологической помощью (гнев, тревога, страхи, панические атаки и др.), но исследуя актуальное состояние взрослого человека, выходим на очень разные травматичные ситуации и чувства детей и подростков 90-х. Поэтому и помощь требуется каждому разная, а универсальные советы здесь могут не сработать или дать только временный эффект.
А вы замечаете у себя чувства, которые накрывают и не понятно откуда такая мощь в них?