Человек приходит к психотерапевту, чтобы задать свой главный вопрос.
Этот вопрос возникает практически сразу. А потом к нему пытаются вернуться много раз под разными соусами.
«Ну и что мне теперь делать?» – вот так он звучит.
Этого вопроса, кстати, ужасно боятся начинающие психотерапевты. Так и говорят – а вдруг клиент спросит, что ему делать? А вдруг я не знаю?! А что ему отвечать?
Вопрос этот коварный.
Потому что незаметно сталкивает психотерапевта в ямку, в которой, если ты профессионал, то сразу должен знать, что делать другому, даже если он рассказал тебе далеко не всё, а может, ещё и вообще ничего не рассказал. А может, какие-то вещи и невозможно рассказать, потому что для них нет слов в его словаре.
А если не знаешь, что ему делать, то ты, значит, непрофессионал.
Опять же, в некоторых источниках я читала, что «клиент заманивает психотерапевта в ловушку, пытаясь навязать ему родительскую позицию». Да не клиент, не клиент, а сам вопрос нас туда и заманивает.
Язык – наш главный капкан.
В него легко могут попасться оба, клиент и терапевт. И долго потом сидеть, зализывать раненые лапки.
Отвечать на этот главный вопрос бесполезно и даже вредно.
Бесполезно – потому что, вы удивитесь, никто никогда не следует советам. Каждый день мы получаем по охапке советов, иногда реально замечательных, иногда дурацких и неподходящих. Все мы, конечно, можем вспомнить один-два по-настоящему офигенных и своевременных совета, которым следуем всю жизнь, но ежедневные охапки ведь тоже куда-то деваются (подсказка: загляните в мусорное ведро).
И вообще, в полезных советах на все случаи жизни нет недостатка на тематических форумах. Как развестись, как забеременеть, как похудеть, как не сойти с ума в декрете, как починить тормозные колодки, чем кормить единорога.
Но не этим, извините, психотерапия торгует.
Иногда очень важно как раз обратное.
Понять, что: если вы не знаете, что делать, значит, ничего не нужно делать.
Во всяком случае, в эту минуту.
Вот прямо сейчас.
Может быть, к этой точке вы уже немало наделали, а стало почему-то только хуже.
Может, вы столкнулись с чем-то принципиально новым. И у головы пока мало данных, или те, которые есть, ещё не успели перевариться и сложиться в готовый узор. На это нужно время.
Может, в вашей ситуации объективно можно сделать немногое. Например, только «подождать», авось что-то разъяснится. Или «потерпеть». Или просто «горевать».
Но такой ответ мало кого устраивает, и тогда клиент предлагает психотерапевту стать ответчиком за всю эту подлую реальность.
(опять же, по-человечески я очень такое понимаю и сама не раз так делала. Но такое предложение для терапевта, что и говорить, невыгодное)
Клиенту, однако, нужен не совет, который немедленно будет выброшен в мусорку, а пространство для подумать. Чтобы можно было располагать другим человеком как площадкой. Творческой и безопасной.
На которой можно пофантазировать и подумать.
Это, скажу я вам, большой кайф. С ним мало что в жизни сравнится.
А бывает, что за вопросом «что мне делать, скажите, что делать?» - скрывается такое отчаянье, такая боль и ужас, пережить которые в одиночку просто никаких сил нет. И не о совете человек просит, не об инструкции, боже упаси, а просто – чтобы кто-то живой был рядом и много раз повторял, что он не захлебнется в этом ужасе, что это не навсегда.
Когда-то будут силы.
А потом смысл.
А потом план.
А пока сил нет, ничего делать не нужно. Да и невозможно.
Так что ответ на вопрос «что мне теперь делать?» – всегда один. Простой по форме, сложный к исполнению.
Ничего.
Ничегошеньки.
Положите на место молоток. Перестаньте судорожно щёлкать затвором. Попытайтесь разобраться, в какую сторону едет поезд, вы ли за рулем, какие возможности у вас есть. И сколько у вас сил.
Потому что стратегия без тактики плоха, но суета и мельтешение без стратегии – это уж точно путь к провалу.
Следовать моему правилу, однако, сложно, потому что так устроена наша психика – «сделать что-то» сулит быструю разрядку, облегчение, ощущение. Вот же мы, не сидим сложа руки.
(обидно, кстати, что время, нужное на осмысление и анализ ситуации, в нашем языке называется «сидеть сложа руки».
Руки-то сложены только формально.
Фактически – работа идет колоссальная, просто ее не видно снаружи)
Ладно.
Вообще, у меня, конечно, есть советы на случай, когда сидеть сложа руки невыносимо.
Держите:
Много ходить пешком. Много – это значит несколько часов в день. Быстро, медленно, неважно.
Готовить еду. Вдумчиво. Завтрак, обед и ужин. Первое, второе и компот. Высчитывать граммы и поллитры. Потом накрывать на стол, заворачивать нож и вилку в салфетку. Потом есть. Медленно.
Налаживать режим. Это увлекательнейший квест, потому что непривычное тело обычно сопротивляется. А мы ему в ответ – такую хитрость и ещё этакую. А оно в ответ тоже хитрит.
Окучивать картофель.
Красить забор.
Рубить дрова.
Отделять пшено от риса.
В общем, всё, что занимает руки и ноги, а психике дает свободу подумать. Взвесить. И придумать.
Короче, в какой-то момент вы удивитесь.
Анастасия Рубцова